Внимание – это форма организации познавательной деятельности, основное условие осуществления познавательного процесса.
Выделяют три основных вида внимания: непроизвольное, произвольное и послепроизвольное.
Непроизвольное внимание возникает как бы само собой, без усилий воли. Именно этот вид характерен для познавательной деятельности дошкольников (в сознании маленьких детей фиксируется то, что ярко, эмоционально)
С возрастом, в процессе игры, обучения, общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребенка волевых усилий для своего возникновения. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
В процессе игры, обучения, работы могут возникнуть интерес, увлеченность, вдохновение, которые обычно снимают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.
Ни одно психическое явление невозможно вне связи с вниманием, поэтому понятно значение внимания для всех психических процессов. Психологами установлена положительная связь между свойствами внимания (устойчивость, сосредоточение и переключение, объем, распределение) и успехами в учении.
По тому, сколько объектов ребенок может сознательно удержать в своем сознании в короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания.
Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего.
Противоположным устойчивости внимания свойством является отвлекаемость внимания.
Распределение внимания – это умение выполнять несколько видов деятельности в одно и то же время.
Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания
Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства
Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, частей лица, устойчивость позы, организованность жестов, твердость и уверенность речи.
Отрицательные свойства внимания выражаются в частой отвлекаемости от основного дела, суетливости, неуравновешенности, беспорядочном многословии, бегающем взгляде, меняющейся улыбке, удивлении, неуверенности, тревожности.
Особенности внимания у детей 5-7 лет.
Характерной особенностью внимания ребенка дошкольного возраста является то, что оно вызывается внешне привлекательными предметами. Сосредоточенным внимание остается до тех пор, пока сохраняется интерес к воспринимаемым объектам: предметам, событиям, людям.
Внимание в дошкольном возрасте редко возникает под влиянием какой-либо поставленной цели. Следовательно, оно является непроизвольным.
Недостаточно развитое внимание может привести к отставанию в обучении, которое впоследствии будет сложно наверстать. Необходимо целенаправленно развивать произвольное внимание, чтобы в школе ребёнок мог сосредоточиться на объяснениях учителя или выполнении задания, не отвлекаясь на посторонние звуки, вид за окном или общение с соседом по парте. Процесс обучения куда легче даётся ребёнку с развитым вниманием: ему не нужно тратить огромное количество ресурсов на то, чтобы просто высидеть урок.
Внимание обладает определенными свойствами: объемом, устойчивостью, концентрацией, избирательностью, распределением, переключаемостью и произвольностью.
Еще до начала обучения в школе у ребенка постепенно формируется произвольное внимание, которое предполагает тщательное выполнение всякого задания, как интересного, так и неинтересного. Оно требует от ребенка волевых усилий. Уровень развития произвольного внимания (объем внимания, его устойчивость, наличие внутреннего плана действий) во многом определяет успешность обучения ребенка в школе.
Так, объем внимания влияет на овладение навыком счета, концентрация внимания необходима для овладения чтением, а для обучения письму нужно развитое распределение внимания. Устойчивость внимания дает возможность ребенку последовательно познавать предметы внешнего мира, не соскальзывая на посторонние связи, несущественные характеристики. Наличие устойчивого внимания является необходимым условием формирования внутреннего плана действия. Способность к внутреннему плану действий дает возможность ребенку оперировать в уме образами, понятиями, схемами.
Продолжительность заданий на развитие внимания в игровой форме должна составлять примерно 20-25 минут, не более. Важно, чтобы за это время ребёнок переключал внимание с одного вида деятельности на другой.
Для взрослых важно знать, что уже в дошкольном детстве наблюдаются индивидуальные различия в степени устойчивости внимания у разных детей.
Устойчивость внимания зависит от нескольких причин:
- типа нервной деятельности ребенка;
- общего состояния организма;
- эмоционального состояния ребенка;
- наличия интереса к деятельности;
- условий, в которых занимается ребенок.
Игры и упражнения,
направленные на развитие внимания у детей 5-7 лет.
«Животные»
Цель: развиваем внимание.
Ход игры: детям предлагается выбрать любое животное: зайца, волка, тигра, медведя, рысь, гепарда, слона, обезьяну, лису, ежа. ( Точно так же поступают, если играют с одним ребенком.) ведущий вперемешку называет животных. Услышав название своего животного, ребенок должен хлопнуть в ладоши. С группой детей можно провести игру на выбывание.
«Не зевай»
Цель: развивать произвольное внимание, умение ориентироваться в пространстве.
Ход игры: дети идут по кругу. Если ребенок один, он может просто маршировать на месте. По сигналу ведущего (1хлопок) ребенок должен остановиться и повернуться налево на 180 градусов, а затем продолжить движение. По сигналу(2 хлопка) остановиться и повернуться направо на 180 градусов, а затем продолжить движение.
Если играет группа детей , то можно играть на выбывание.
« Поем вместе»
Цель: развивать внимание
Ход игры: ведущий предлагает спеть какую-нибудь песню, например «День рождения» (Я играю на гармошке…») и объясняет, что надо делать при этом: один хлопок – начинайте петь, два хлопка – продолжайте петь, но мысленно, про себя. Один хлопок – вновь продолжайте петь вслух.
Если играет группа детей, то тот, кто ошибается, выбывает или сам становится ведущим.
«Будь внимателен»
Цель: развивать внимание, учить точно и быстро реагировать на звуковые сигналы.
Вариант 1
Ход игры: дети идут по кругу. Ведущий с разными интервалами вперемешку дает команды: «зайчики», «Цапли», «Лошадки!». Дети должны выполнять движения в соответствии с командой. «Зайчики» — дети прыгают;»Цапли!» — дети останавливаются и стоят на одной ноге; «Лошадки!» — дети останавливаются и стучат об по ногой.
Вариант 2
Ход игры: дети идут по кругу, ведущий с разными интервалами вперемешку дает команды: «Лошадки!», «Зайчики!», 2Раки1», «Коровки!», «Цапли!», «Лягушки!»
Дети должны выполнять движения в соответствии с командой: «Зайчики!» – дети прыгают, «Лошадки!» — дети останавливаются и стучат об пол ногой; «Цапли» — дети останавливаются и стоят на одной ноге; «Раки2 – дети пятятся; «Коровки!» — встают на четвереньки и мычат; «Лягушки!» — дети приседают и прыгают вприсядку.
Вариант 3 – Ход игры: по сигналу ведущего дети должны изобразить какое –либо животное: 1 хлопок – пятиться как рак; 2 хлопка – прыгать, как зайчик; на 3 хлопка – встать на четвереньки и мычать, как корова; на 4 хлопка – просто идти.
«Зеркало»
Цель: развивать произвольное внимание и координацию движений.
Задание: ребенку надо встать перед зеркалом и повторять все то, сто делает ведущий. Ведущий шагает, «зеркало» повторяет, ведущий поднимает руки вперед, «зеркало» делает то же самое и т.д.
«Небылицы»
Цель» развивать внимание и умение замечать нелогичные ситуации.
Задание: предложите ребенку прослушать стихотворения и отметить все небылицы.
Переполох в лесу.
В лесу переполох случился,
Медведь мяукать научился
А кошка лает там «Гав-гав»,
У нее суровый нрав.
Там курица шипит гадюкой.
А на реке кудахчет щука.
Вдруг квакать начали ежи,
На дереве мычат чижи.
Ревет корова как медведь,
И соловей не хочет петь,
Он начал блеять как овца,
И переменам нет конца.
Вдруг мекать начала лисица
Кукушкою кричать волчица.
Если такое могло бы случится,
Это, дружок, никуда не годиться.
Можно устроить соревнование, кто заметит больше небылиц после чтения стихотворения.
«Что мы слышим»
Развивать слуховое внимание
Задание: предложите ребенку отгадать загадку, назвать звук котрый позволяет найти загадку.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда кружусь,
А жужжу, когда тружусь.
Ответ это жук. Повторяется звук «ж».
«Исправь ошибки».
Цель: развить слуховое внимание
Ход игры: прочитайте стихотворения, намеренно делая ошибки в словах. Ребенок должен заметить эти ошибки и назвать слова правильно.
1.Ехал дядя без жилета (билета)
Заплатил он штраф за это.
2. Сели в ложку и айда! (лодку)
Покатили вдоль пруда.
3. Тает снег, течет ручей,
На ветвях полно врачей. (грачей)
4.Мама с бочками пошла (дочками)
По дороге вдоль села.
5. На поляне весной
Вырос зуб молодой. (дуб)
6. На пожелтевшую траву
Роняет лев свою листву (лес)
7. Эй, не стойте слишком близко,
Я тигренок, а не миска (киска)
8. На глазах у детворы
Крысу красят маляры. (крышу).
9. Я рубашку сшила шишке (мишке)
Я сошью ему штанишки.
10. Встало солнце, уходит прочь
Темная длинная дочь. (ночь)
11.Фруктов в корзине не счесть:
Яблоки, груши, бараны есть(бананы)
12.Чтоб пообедать, взял Алешка
В правую руку левую ножку. (ложку)
13. В реке живет мак, (рак)
Его не поймаю никак.
14. На пароходе повар-док (кок)
Приготовил вкусный сок.
15. Очень ласковый был стоп (кот)
Он хозяйку лизнул в лоб.
16. Рогатый дол (вол)
По дороге шел.
17. Уронили шишку на пол, (мишку)
Оторвали шишке лапу. (мишке).
18. Теннис – популярный спорт,
Но для спорта нужен торт. (корт)
19. Школьник кончил строчку
И поставил бочку. (точку)
20. Очень вкусная игра – (икра)
Украшение стола.
21. На волке — сметана, (полке)
Творог, молоко.
И рад бы поесть,
Да достать нелегко.
Другой вариант этой игры может выглядеть таким образом: предложите ребенку внимательно послушать предложения, в которых намеренно сделаны ошибки, отметить эти ошибки и произнести предложения правильно.
- Летом выпал снег.
- В ответ я киваю ему рукой.
- Сорняки очень шипучи.
«ДА и НЕТ не говорить».
Вариант 1.
Ход игры: предложите ребенку ответить на вопросы ведущего. Запрещается говорить «да» и «нет».
Вопросы
- Ты любишь лето?
- Тебе нравится зелень парков?
- Ты любишь солнце?
- Тебе нравится купаться в море или реке?
- Ты любишь рыбалку?
- Ты любишь зиму?
- Ты любишь кататься на санках?
- Тебе нравится играть в снежки?
- Ты любишь когда холодно?
- Тебе нравиться лепить снежную бабу?
Вариант 2
Ход игры: предложите ребенку ответить на вопросы ведущего. Запрещается говорить «да», «нет», а также называть цвета: красный, голубой, зеленый.
- Ты уже большой?
- Какого цвета мак?
- Ты любишь папу?
- Тебе уже купили портфель?
- Какого цвета яблоко?
- Какого цвета солнце?
- Какого цвета небо?
- Какого цвета трава?
Вариант 3.
Ход игры: предложите ребенку ответить на вопросы ведущего. Запрещается говорить слова хорошо и плохо.
- Ты как ведешь себя?
- Ты хорошо плаваешь?
- Как ты рисуешь?
- Как ты поешь?
- Как ты считаешь?
«Пропусти число».
Цель: развить внимание.
Задание: предложите ребенку сосчитать от 1 до 20. Если встретится число 2 или числа, в состав которых входит цифра 2, то их не произносить, а хлопнуть в ладоши.